Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос, в ходе которого выяснил, какое количество пар обуви ежегодно приобретается россиянами. Компания "Эконика-обувь" на основании полученных данных провела собственные расчеты емкости рынка обуви Российской Федерации, которые прокомментировал Национальный обувной союз.
По полученным данным более трети опрошенных, приобретают 2-3 пары обуви в год (22% и 16% соответственно). Эту группу можно назвать наиболее многочисленной. Вторая по численности группа – люди, приобретающие в год более 3 пар, чуть менее четверти респондентов (4 пары – 9%, 5 пар – 4%, более 6 пар – 10%). Приблизительно равны доли россиян, купивших за последний год 1 пару (13%) и вообще не покупавших (15%), при этом 11% опрошенных затруднились ответить. Необходимо отметить, что опрос проводился среди взрослого населения, и не учитывает обувь для детей, подростков и специальную обувь.
Предыдущие исследования емкости обувного рынка, проводимые сторонними организациями, вызывали у компании некоторые сомнения из-за специфики самой отрасли и сложности получения достоверных данных. Именно это подтолкнуло компанию к заказу специального профессионального исследования.
Используя результаты исследования ВЦИОМ, "Эконика-обувь" провела собственные расчеты емкости рынка обуви Российской Федерации в натуральном и денежном выражении. Согласно полученным результатам, емкость рынка обуви РФ составляет около 13 млрд. долларов и более 270 млн. пар в натуральном выражении соответственно. Необходимо отметить, что полученные расчеты справедливы только в отношении взрослого (старше 18 лет) населения РФ и не учитывают данные по детской, подростковой и специализированной обуви.
По оценкам Национального обувного союза, общий объем рынка обуви в России составляет около 400-450 млн. пар. По мнению генерального директора НОБС Натальи Демидовой, существует ряд косвенных факторов для оценки объема рынка:
- официальное потребление по данным РОССТАТА - 220 млн. пар/год, без учета теневого характера рынка (на 60%) и продаж на вещевых рынках (50-55%);
- в Советском Союзе потребление обуви составляло 3,6 пар на человека в год;
- мировое обувное производство за последнее десятилетие ориентировано на быструю смену модных тенденций и создает конечный продукт, предназначенный для носки не более двух сезонов, что приводит к увеличению потребления обуви;
- в России более холодный климат и выше средний доход на душу населения;
- в Украине, после отмены завышенных импортных пошлин, потребление составило 3 пары на человека в год.
По словам Сергея Саркисова, вице-президента корпорации "Эконика", опрос ВЦИОМ предоставил аналитикам компании весьма ценные данные о потреблении обуви во всей России. "К сожалению, на нашем рынке постоянно, "хронически" не хватает достоверной статистической информации. Из-за этого очень сложно качественно анализировать текущую ситуацию на рынке, строить долгосрочные прогнозы, вырабатывать стратегию собственного развития, выстраивать долгосрочные отношения с партнерами и, наконец, формировать действительно успешные коллекции. В конечном итоге, все это не позволяет нормально планировать грамотную программу развития сети. Мы решили начать эту ситуацию исправлять и, заинтересованы в том, чтобы подобная информация была доступна и другим участникам рынка".
Как комментирует руководитель исследовательских проектов ВЦИОМ Татьяна Войлокова: "Любые данные, полученные на основании выборочного обследования, имеют вероятностный характер. Однако в случае правильной разработки и реализации выборки среди всего населения, точность результатов может превосходить все ожидания. В результате проводимых нашей компанией исследований мы получаем данные, в ходе обработки которых с точностью ошибки выборки (в данном случае максимальная ошибка не превышает 3,4%) можно рассчитать экономические показатели. В данном случае была рассчитана емкость рынка обуви для покупателей России старше 18 лет".
Опрос был проведен в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. В общей сложности было опрошено 1562 человека. Опрос проведен методом интервьюирования face-to-face. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Выборка респондентов репрезентирует взрослое (старше 18 лет) население страны по полу, возрасту, трудовому статусу (занятость) и типу населенного пункта, в котором проживает респондент.
|