Александр Гусев
Выпускник художественно-технологического факультета Московского технологического института бытового обслуживания 1989 года. Это был год продуктовых талонов, примитивной кооперации и засилья дешевого псевдомодного ширпотреба. Время, когда большинство из известных сегодня модельеров шили несуразицы из разноцветных тряпочек, а настоящая фирменная вещь "из-за бугра" гарантировала ее счастливому обладателю приступ мании величия. А теперь представьте себе убогую аудиторию МТИ, в которой идет рутинная защита дипломов будущих обувных модельеров. Внезапно помещение наполняется невесть откуда взявшимся туманом, пред очи изумленной комиссии выходит вполне узнаваемый рыцарь и под суровую музыку "Металлики" начинает демонстрировать ошалевшим преподавателям аксессуары своей амуниции.
Таким вот оригинальным, мягко говоря, способом защищал свою дипломную работу "Турнир" студент Александр Гусев. Позже преподаватели насчитали в гусевском дипломе 14 (!) самостоятельных работ. Помимо четырех пар обуви (для защиты достаточно всего одной), в него входила фирменная упаковка для этих пар и кожгалантереи, две сумки, 12 поясов и ремней, две пары перчаток, шесть украшений, оформление витрины, рекламный плакат, сувенирные вымпелы и… мини-шоу с использованием рыцарских доспехов и ветровой установки, умеренно разносившей "фирменный" аромат.
По утверждению самого Гусева в прошлой жизни он был участником первого крестового похода. Безо всякой иронии. Картинки рыцарских баталий со всеми мелкими, часто непонятными современному человеку деталями, не вызывают у него никаких вопросов. Воспоминания свежи, как будто это было лишь вчера…
Сегодня Александр широко известен как автор коллекционной обуви, стилистически выдержанной в духе рыцарского романтизма. Это, прежде всего сапоги и ботинки, украшенные латунной фурнитурой, с заостренными и тупыми мысами, обитыми кованой сталью. Есть и более "мягкие" коллекции, представляющие все оттенки давно ушедшей эпохи: "Болеро", "Консул", "Парад черных шутов".
Ищущий новых ощущений для своих ног может с легкостью выбрать обувку себе по вкусу: от нашпигованных железом конкистадорских ботинок, до мягких сафьяновых сапог со звонкими бубенчиками.
Первым самостоятельным опытом Гусева в качестве башмачника стала его курсовая работа на третьем курсе. Три пары домашних тапочек были сделаны настолько оригинально, что ездили (правда, без создателя) в Грецию и Австралию. Но мировая слава мировой славой, а молодому студенту хотелось иногда и покушать. В итоге Гусев с женой Ириной продал тапочки в Измайлово по 45 рублей за пару, - столько же стоили тогда хорошие туфли фирмы "Хёгель".
После тапочек начинающий модельер сшил для своей прекрасной половины высокие сапоги, а чуть позже-мужские сапоги на меху с молнией сзади. Такой дизайн в Москве был тогда просто неизвестен, на автора, вышагивающего в своем творении по перестроечным улицам, смотрели кто с восторгом, кто с ужасом.
Какое-то время после окончания института Гусев работал в общесоюзном Доме моделей, выполняя "на ура" заказы из самых разных регионов страны. По мере роста мастерства Гусев познавал светлые и темные стороны своей профессии, причем издержек модельерства оказалось куда больше выгод. Можно, конечно, изредка потешить свое тщеславие тем, что разработанные тобой модели продаются за большие деньги в коммерческих палатках под известными мировыми марками, но вот с регулярной продажей любимых, лучших работ "налево" без твоего ведома мириться было нелегко. Не желая больше терпеть попрание авторского достоинства, Гусев покинул Дом моделей.
Отправляясь в самостоятельное плавание, Гусев не имел ничего: ни собственной мастерской, ни налаженных каналов получения сырья, ни, наконец, каких бы то ни было четких перспектив. Все, что у него было - это квартирка в Зеленограде да любящая жена по профессии модельер одежды. И, тем не менее, последние пять лет принесли рыцарю башмака и туфельки множество наград на самых разнообразных турнирах. Из всех многочисленных призов и премий Александру особенно памятны две: Гран-при "Золотая Ника" за победу в конкурсе "Дизайн-93" и… коробка цветных карандашей за лучшую работу года в номинации "Дизайн одежды, обуви и аксессуаров" на конкурсе "Дизайн-95".
Эта самая коробка из 35 цветов как нельзя лучше показывает, в каком загоне находятся в России модельеры "второй волны", если можно так назвать тех, кто по каким-либо причинам не достиг пока уровня немногих признанных и процветающих грандов отечественной моды.
Гусев вот уже который год раскраивает кожу на письменном столе, а железки точит по заводам да мастерским. Когда иностранным специалистам показывают, где были сделаны туфли, рядом с которыми "Версаче" смотрится более чем скромно, они смеются, и силятся понять русский юмор. Но несмотря ни на что, Александр Гусев продолжает выдавать на-гора новые чудеса дизайна. "Хочу, чтобы после моего показа у всего зала промокли штаны", - формулирует он свое кредо. Звучит, может, грубовато, но ведь без максимализма немыслимо никакое новаторство.
Сейчас Александр с женой Ириной представляют самопровозглашенный Дом моделей Гусевых, производящий эксклюзивные коллекции одежды, обуви, аксессуаров для тех, кто может себе позволить одеваться "не как все". Супруги хорошо известны в театральной богеме. Отношения с московскими театрами у Гусева начались после "развода" с Домом моделей, когда стало бедно жить, а работать хотелось до смерти. Первым спектаклем, в котором "играла" обувь "от Гусева", стали "Кентервильские привидения" театра "Современник". Вскоре к "Современнику" добавились театр Антона Чехова и театр-кабаре "Летучая мышь". Сегодня Гусев обувает таких известных актеров, как Райкин, Полищук, Васильева, Кваша, Леонтьев, Стриженов, Гафт, Неелова, Волчек, Догилева и многих других.
Относительно будущего Александр Гусев иллюзий никаких не питает. Одним из символов своего творчества он выбрал позолоченное "экарше" - голову работы скульптора Гудона - того самого, что первым начал лепить человеческие фигуры без кожного покрова (художники изучают по ним строение человека). Голова без кожи символизирует жизнь обычного модельера в стране временно проигравшего социализма. Нравы наших дней претят благородному крестоносцу. Всем интригам и козням, столь свойственным миру современной моды, он предпочел бы честный поединок один на один с мечом в руках.
Однако самое большое, что он может себе позволить, - это проехать в метро в своем фирменном наряде, мысленно приглашая на бой расплодившихся ведьмаков и лихоимцев.
|